Решил заскочить в гости в Wheels Boutique Moscow – представительство Solomon Alsberg, дабы пообщаться с руководителем в лице Антона, чтобы узнать всё по теме кованых дисков. Антон c 2011-ого года руководит представительством Solomon Alsberg в Москве, а также является эксклюзивным дистрибьютором дисков Rocksroad Luxury Forged Wheels.
Приветствую тебя! Рад, что мы наконец смогли найти время и пообщаться, сразу перейду к вопросам, потому что их очень много! Расскажи, чем же отличаются кованые диски от литых на уровне обывателя?
Методикой изготовления. Если литой диск производится литьем жидкого металла в литейную форму и там остывает до твердого состояния, то кованый диск производится из твердой заготовки за несколько кузнечных переходов. При этом, очень строго контролируется температура нагрева металла в процессе деформации.
После формирования заготовки как литая заготовка, так и кованая заготовка проходят процесс термической обработки для придания металлу нужных свойств в зависимости от состояния его структуры. После все заготовки идут на фрезерные и токарные операции, контроль качества и т.п. Кстати, все литые диски должны проходить один вид испытаний, который характерен только для литых изделий – проверка на герметичность. Этим испытанием проверяется наличие литейных пор в изделии. Что в принципе не может быть в случае кованых дисков.
А в чем преимущество такой технологии?
Чтобы не перегружать читателей специальной информацией, которая может быть интересна и понятна узкому кругу профессионалов, отвечу кратко. Основные преимущества кованых дисков — это меньшая масса и высокие (относительно литых) упругие характеристики.
Кованый диск деформируется упруго, то есть в пределах допустимых нагрузок работает как пружина, возвращаясь к первоначально заданной геометрии. Это связано с иной структурой металла. Для понятного примера могу привести обычный веник – если взять один прутик, то он легко сломается, а если взять несколько прутиков вместе и попытаться их сломать, то для этого понадобится намного большее усилие.
А насколько важна масса диска?
Это неподресоренная масса автомобиля. Об этом уже очень много написано, и можно найти информацию в Википедии. Снижение массы каждого из четырех колес на 1 килограмм эквивалентно уменьшению веса в салоне автомобиля приблизительно на 40 килограммов. В качестве примера зачем нужно облегчать неподрессоренную массу можно привести: машина ведет себя точно также, как и человек. Если Вы наденете кирзовые сапоги и пробежите 100 метров, то у Вас будут определенные ощущения и результаты, а если Вы пробежите 100 метров в кроссовках, то Вы сами почувствуете разницу – энергии затрачено будет меньше, а результат будет лучше.
Да, это действительно существенно! А как себя ведет литой диск при ударе?
Литой диск – это жесткая конструкция в силу метода производства и особенностей металла. Поэтому, литые диски передают всю энергию удара от неровностей дороги на подвеску. Кованый же диск частично за счет собственной упругой деформации компенсирует эту энергию удара и передает на подвеску меньшее значение.
А что кованый диск нельзя погнуть или расколоть?
И кованый диск можно согнуть и сломать, всё зависит от приложенной силы. При прочих равных для кованого диска потребуется значительно большее усилие, чем для литого.
То есть это забуждение, что кованые диски неубиваемые?
Да, конечно, это заблуждение. Всё можно сломать! В одинаковых условиях для кованого диска потребуется намного больше усилия, чтобы вызвать сильную деформацию.
Раз мы обсуждаем на сколько кованые диски надежнее, чем литые, то уместно вспомнить пример из личного опыта одного нашего заказчика. Он отправился в дальнюю поездку на Mercedes-Benz Viano, на котором установлены наши кованые диски диаметром 19’’ дюймов на низкопрофильных шинах, а его коллеги ехали на аналогичном Viano вслед за ним, но на оригинальных литых дисках диаметром 16’’ дюймов. Оба автомобиля двигались друг за другом, но в Украине неожиданно попали на участок, где проводились дорожные работы. Viano на наших кованых дисках преодолел это препятствие без видимых потерь, а на втором Viano передний диск разрушился (откололся крупный сегмент диска из-за чего спустила шина), и все это было с литым диском при большей высоте профиля, когда еще и шина защищает диск от разрушения.
Установив запаску на втором Viano, они продолжили путешествие до Финляндии. Спустя 8,000 километров, позабыв о том происшествии, уже в Финляндии, после ночной стоянки на первом Viano спустило переднее колесо. В шиномонтаже обнаружилась трещина в диске, которая и явилась причиной сдутия шины.
Получается, что на подбитом кованом диске проехали еще 8,000 километров?
Да, именно так. После того удара диск деформировался упруго, но в связи с превышением расчетной нагрузки образовалась микротрещина, которая за 8000 не самых идеальных километров расширилась — обычное усталостное разрушение. Этот пример я расцениваю как отличный показатель эксплуатационной надежности наших дисков. Основная функция была выполнена – безопасное движение после непредвиденного случая до безопасной остановки.
Заказчик-то не сильно расстроился?
Конкретно этот человек не далек от автоспорта и автомобильного тюнинга, то есть человек с реальными техническими знаниями, и в Финляндию он поехал на этап чемпионата мира WRC, поэтому он трезво оценил ситуацию, понял, что диск отлично себя проявил, позвонил из Финляндии, рассказал эту историю, поблагодарил, и заказал еще два диска, чтобы появилась и запаска..
Это здорово, что заказчик оказался специалистом, и не забыл об ударе 8000 километров назад в Украине, а то мог бы и подумать, что колесо просто ночью само по себе треснуло.
Да, бывает, что люди и не понимают, как должен был бы повести себя диск в той или иной ситуации, или вовсе забывают о каком-то сильном ударе, который мог повлечь какие-либо изменения в структуре диска. Вообще существует такое заблуждение, что коваными дисками можно ломать бордюры, резать асфальт и так далее :)
Уверен, что благодаря нашему общению сегодня, понимающих и разбирающихся в этой теме людей станет намного больше. А верно ли утверждение, что кованый диск может разрушить шину в момент удара или обязательно появится грыжа?
Нет, это совершенно неверно. Независимо от используемого диска, шина ведет себя при ударе по-разному, это зависит от вектора направления удара.
Еще один вопрос, который наверняка всех интересует, это ценообразование дисков?
Оттолкнемся от литых дисков, за редким исключением, это серийное поточное производство, то есть производится большое количество одинаковых дисков с одинаковыми параметрами, что и сказывается на относительно низкой себестоимости, хотя некоторые популярные бренды литых дисков всё равно стоят немалые деньги. Себестоимость кованого диска по умолчанию выше из-за сложности, многоступенчатости технологии изготовления и высокоотходности.
До 40% массы заготовки уходит в стружку. Нужно отметить, что некоторые компании, известные по производству кованых дисков, нашли компромиссный вариант, чтобы снизить себестоимость. Например, Rays с их культовой моделью Volk TE37, где диск штампуется с уже сформированным «лицом» (дизайном), а мы всегда работаем с моноблочной заготовкой, называемая «слепышом», так как нам интересней не серийное производство, а индивидуальное изготовление.
Серийное производство у литых дисков обусловлено емкостью литейного миксера, в котором находится жидкий металл перед началом заливки в формы. Можно сделать миксер на 100 кг общей массы по объему, но тогда и стоить эти диски будут уже намного дороже, чем обычно. В случае же кованых дисков из заготовки одной формы можно механической обработкой получать хоть 1 диск. В некоторых случаях из кованой заготовки массой 35-40 кг получают диск массой 8-9 кг.
Окей, а что про сборные диски?
Единственное преимущество — возможность подбора обода по ширине, или двух ободов, если это трехсоставной диск. Это позволяет производителям опять же сэкономить на себестоимости, так как можно подобрать нужную ширину к уже готовой центральной части. Говорить о надежности трудно, потому что все производители используют разные комплектующие.
Очевидным недостатком является необходимость регулярного обслуживания такой конструкции. Например – нужно через определенный интервал пробега (10-15 тыс км) проверять болтовые соединения, герметичность сборки обода (если и обод состоит из частей), т.е. как и машину обслуживают в сервисных центрах, нужно следить и за сборной конструкцией диска.
Это какая-то головная боль. Получается, что в плюсе от «сборки» остается только производитель и продавец?
Ну почти, что так, но некоторым нравится внешний вид сборных дисков, поэтому несколько моделей из нашей коллекции могут быть изготовлены с фальшболтами, а некоторые дизайны могут быть выполнены таким образом, будто спицы и обод не являются единым целым. Мы занимаемся исключительно моноблочными коваными дисками, так как считаем это самым правильным и надежным продуктом.