У каждого владельца современного автомобиля рано или поздно появляется необходимость покупки колесных дисков – она может быть вызвана желанием улучшить внешний вид авто или возможностью быстрой замены комплектов покрышек. Так или иначе возникает главный вопрос: кованый или литой диск при этом выбрать? Определиться бывает трудно, ведь современный автомобильный рынок предлагает огромное количество вариантов в широком ценовом диапазоне. Эксперты утверждают, что от выбранного метода производства дисков зависят такие важные характеристики, как надежность, прочность, безопасность и динамика.
Как показывает практика, автомобили бюджетных марок или самые простые комплектации более дорогих моделей обычно оснащаются стальными штампованными дисками. Технология их изготовления предельно проста: для производства используются обычные листы прокатного металла необходимой толщины, которые выступают в роли заготовок для ступицы и обода колеса. Заготовка в горячем состоянии подвергается обработке прессом, а затем листы металла соединяются между собой методом сварки. Использование высококачественных сталей позволяет добиться пластичности, а также высокой механической прочности таких дисков. При сильном ударе или наезде на габаритное препятствие диск не лопается и не трескается, а просто гнется. Благодаря этой особенности его можно быстро и легко отремонтировать даже без использования специального оборудования: достаточно удара тяжелым молотком.
Тем не менее дать объективную оценку только по одному параметру и выяснить, какой диск лучше: кованый или литой, не получится. С одной стороны, ремонтопригодность и дешевизна производства – это серьезные преимущества, но с другой – диск приобретает предельно большой вес. Как известно, с увеличением неподрессоренных масс любого транспортного средства повышается скорость износа подвески, ухудшается комфортабельность и растет показатель расхода топлива. Некоторые производители пытаются бороться с излишней массой диска, вырезая в нем дополнительные отверстия, но даже эта операция не сможет существенно улучшить ситуацию: изделия данной группы весят в 2–3 раза больше, нежели легкосплавные аналоги.
При определении разницы между кованым и литым диском важно учитывать и тот факт, что стальные изделия плохо защищены от коррозии, которая уже в течение 2–3 лет интенсивной эксплуатации может полностью уничтожить диск. Для устранения этой проблемы изделия покрывают специальным лаком или грунтовкой, но это не меняет ситуацию кардинальным образом. Ценители автомобильной эстетики обязательно пожалуются на слишком примитивный внешний вид таких дисков, который плохо сочетается с роскошными решениями современных автодизайнеров.
Технология производства кованых дисков напрямую влияет на комплекс их механических свойств. Существенная разница заметна уже на способности переносить ударные нагрузки. За счет того, что литые аналоги обладают повышенной зернистостью, они могут раскалываться во время сильного удара. Отреставрировать полученные трещины и отремонтировать таким образом диск становится невозможно. Мелкие дефекты и неровности специалисты устранят без особых ухищрений, а крупные – теоретически можно убрать с помощью аргонной сварки. Однако дальнейшее использование отреставрированного таким методом литого диска может быть просто опасным, ведь его эксплуатационные свойства значительно ухудшаются. При этом важно помнить, что наличие даже мелкой трещины в диске может привести к плохим последствиям, так как под действием постоянных вибраций щель будет только увеличиваться. Спустя немного времени такая незначительная, на первый взгляд, мелочь может стать опасной для жизни.
При разрешении вопроса, чем отличаются кованые и литые диски, важно учитывать не только механическую прочность. Многие автолюбители полагают, что наличие небольших сколов на краях литых дисков не представляет серьезной проблемы, но это не так. Нарушение балансировки колеса (а именно к этому ведут даже самые мелкие повреждения диска) приводит к повышенному износу резины и другим неприятным последствиям. Следует отметить, что установка литых моделей оправдана для тех автовладельцев, которые предпочитают ездить только по дорогам с идеальным покрытием. А если вы планируете иногда заезжать на бездорожье или эксплуатировать свой автомобиль в условиях не самых лучших дорог, обратите внимание на штампованные или кованые диски.
С точки зрения прочности, конечно же, лучше использовать кованый диск, чем литой. Первый вариант даже с точки зрения заводских характеристик гораздо прочнее своего литого аналога. В случае сильного удара диск не лопается, а лишь деформируется. Данная проблема быстро и легко устраняется методом прокатывания на специальном станке, причем такие станки устанавливаются на большинстве современных СТО.
Помимо повышенной прочности и способности к восстановлению формы, у кованого диска есть еще одно важное преимущество – это низкий вес. Данный параметр автоматически отражается на динамических характеристиках, а также на показателе расхода топлива: максимальная скорость становится больше, а расход топлива – меньше.